ПЛАСТИЧНЫЕ СМАЗКИ СОКРАЩАЮТ ЗАТРАТЫ НА ЭКСПЛУАТАЦИЮ ОБОРУДОВАНИЯ В МЕТАЛЛУРГИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ: ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ

Соболь Д. А., канд. техн. наук,
руководитель технического отдела ООО «ТОТАЛ ВОСТОК», филиал холдинга Total S. A.

Колесниченко Д. С.,технический специалист

Аннотация. Рассмотрены факторы, влияющие на стоимость владения оборудованием в металлургической промышленности. Приведены результаты испытаний специальных смазок TOTAL CERAN на ОАО «ММК». Показаны преимущества смазок CERAN для металлургических предприятий.

Сокращение издержек, связанных с эксплуатацией оборудования, является одной из важных целей любого промышленного предприятия. Возможности по снижению издержек определяются особенностями работы оборудования, технологией производства, спецификой отрасли промышленности. Оптимизация затрат на эксплуатацию машин и механизмов позволяет существенно повысить эффективность работы предприятия и снизить себестоимость продукции.

Смазочные материалы оказывают огромное влияние на срок службы и производительность оборудования. Их основное назначение состоит в снижении трения и износа различных узлов и агрегатов. Выбор масел и смазок с минимальной закупочной ценой является одним из путей снижения затрат на эксплуатацию оборудования. В этом случае эффект – сокращение издержек – проявляется моментально.

Однако закупочная цена – всего лишь одна из множества составляющих совокупной стоимости владения оборудованием (Total Cost of Ownership / TCO – перевод с англ.). TCO – это подход к выбору машин, механизмов, запасных частей, в том числе смазочных материалов, при котором учитывается стоимость владения оборудованием и эффективность его работы в течение всего срока службы, а не только его цена. Низкая цена далеко не всегда означает минимальную стоимость владения.

Компания Total предлагает своим клиентам возможность снизить совокупную стоимость владения оборудованием за счет применения специальных смазочных материалов для различных отраслей промышленности.

Расчет суммарной стоимости владения не всегда является простой и очевидной задачей, особенно это касается таких сложных отраслей промышленности как химическая, цементная, металлургическая и др. Технические специалисты Total помогают клиентам компании выбирать смазочные материалы, которые наиболее полно отвечают условиям эксплуатации оборудования, эффективно защищают пары трения от износа, способны продлить срок их службы, а также оптимизируют расход смазки. При этом экономический эффект для предприятия может достигать десятков тысяч евро в месяц.

1

ПРОБЛЕМА ПОВЫШЕННОЙ ВЫМЫВАЕМОСТИ ПЛАСТИЧНЫХ СМАЗОК В МЕТАЛЛУРГИИ

1

Машины непрерывного литья заготовки и прокатные станы являются ключевым, и весьма дорогостоящим в обслуживании, оборудованием металлургических заводов и комбинатов. Надежная работа этих машин определяет эффективность работы предприятия и выпуск готовой продукции. Эти машины работают в очень сложных условиях, при высоких нагрузках и температурах, в присутствии агрессивных внешних сред, – и потому особенно чувствительны к качеству смазочных материалов.

 

Пластичные смазки находят широкое применение в металлургической промышленности. Проблема выхода из строя подшипников по причине вымывания смазки является характерной и наиболее часто встречающейся. Традиционно используемые литиевые и кальциевые смазки работают недостаточно эффективно. При попадании в смазку воды происходит ее разжижение (потеря консистенции), вода вызывает коррозию металлических поверхностей, происходит интенсификация износа и т. д. Влияние пластичных смазок на срок службы подшипников подробно рассматривалось в предыдущей статье [1].

РЕШЕНИЕ КОМПАНИИ TOTAL ВЫСОКОТЕМПЕРАТУРНЫЕ ВОДОСТОЙКИЕ ПЛАСТИЧНЫЕ СМАЗКИ CERAN

1

Компания Total, головной офис которой расположен в г. Париж (Франция), уже более 20 лет разрабатывает и производит специальные высокотемпературные водостойкие пластичные смазки для металлургической промышленности – TOTAL CERAN. Смазки CERAN разрабатываются с учетом условий работы оборудования и обладают рядом уникальных свойств, позволяющих решить проблему преждевременного выхода из строя подшипников, сократить трудозатра-ты на ремонт, уменьшить время простоя оборудования – и в результате добиться существенной экономии для предприятия.

Пластичные смазки состоят из следующих компонентов: загустителя, базового масла и пакета присадок. Особенностью смазок CERAN является уникальный загуститель, или по-другому структурный каркас, в котором удерживается базовое масло. Загуститель придает смазкам CERAN высокие природные противоизносные и антифрикционные (способность снижать трение) свойства, способность работать при очень высоких температурах, очень хорошие антикоррозионные свойства, а также высокую механическую стабильность (способность сохранять консистенцию при постоянном воздействии нагрузок) и стойкость к действию воды.

Стойкость к действию воды выражается в способности смазок CERAN не терять консистенцию при попадании воды и немного разбухать, уплотняя подшипник и препятствуя попаданию в него окалины и воды. Эти свойства смазок CERAN не только позволяют продлить срок службы подшипников рабочих валков, но и существенно сократить расход пластичной смазки, а следовательно и затраты на ее покупку, утилизацию и уборку.

Ассортимент пластичных смазок CERAN насчитывает более 10 позиций, в том числе смазки с различной консистенцией для применения в централизованных системах подачи и для ручной закладки; смазки с различной вязкостью базового масла для разных условий эксплуатации в широком диапазоне рабочих температур и скоростей вращения. Смазка CERAN с дисульфидом молибдена рекомендуется для смазки нагруженных зубчатых передач и для других приложений с шоковыми нагрузками.

Высокий уровень свойств смазочных материалов TOTAL подтверждает наличие одобрений ведущих производителей прокатных станов и МНЛЗ (DANIELI, SMS DEMAG и др.), производителей гидравлического оборудования (DENISON, VICKERS и др.) и редукторов (FLENDER, DAVID BROWN, и др.). Пластичные смазки TOTAL CERAN одобрены к применению в МНЛЗ производства ООО «УРАЛМАШ-ИНЖИНИРИНГ», а также в прокатных станах производства ПАО «Новокраматорский машиностроительный завод».

Преимущества смазочных материалов TOTAL уже оценили не только ведущие мировые производители стали (например, ARCELOR MITTAL, BAOSHAN STEEL), но и отечественные представители этой индустрии. Пластичные смазки TOTAL CERAN применяются специалистами на Череповецком МК ОАО «СЕВЕРСТАЛЬ», Челябинском металлургическом комбинате МЕЧЕЛ, НЛМК-Калуга, АЭМЗ (г. Абинск) и др.

ИСПЫТАНИЯ ПЛАСТИЧНЫХ СМАЗОК TOTAL CERAN НА МАГНИТОГОРСКОМ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКОМ КОМБИНАТЕ ММК

1

С целью оценки возможного экономического эффекта в 2013 году сразу в нескольких цехах Магнитогорского металлургического комбината были проведены эксплуатационные испытания смазок TOTAL CERAN. Специалистами цехов ЛПЦ-9 и ЛПЦ-11, а также Сортового цеха, совместно с техническими специалистами ООО «ТОТАЛ ВОСТОК» (дочерняя компания Total на территории Российской Федерации) были выбраны узлы и агрегаты оборудования, работающие в наиболее жестких условиях и потому наиболее чувствительные к качеству смазки. Исходя из условий работы оборудования специалистами ООО «ТОТАЛ ВОСТОК» были предложены к испытаниям смазки CERAN HVA, CERAN XM 220 и CERAN MS.

В Сортовом цеху испытания проводили в подшипниках рабочих валков и рольгангов наиболее нагруженного сортового стана 450 производства DANIELI. Полученные результаты свидетельствуют о возможности повышения износостойкости подшипников, их срока службы, а также о возможности снижения расхода смазки. По сравнению с используемой литиевой смазкой, смазка CERAN в гораздо меньшей степени подвергается воздействию воды, что подтверждается ее количеством в подшипниках, а также состоянием смазки (консистенцией). Фотографии подшипников, работавших на литиевой смазке и смазке CERAN, приведены на рисунках 1– 4.

Важно отметить, что способность смазок CERAN удерживать воду, не теряя консистенции и немного увеличиваясь в объеме, позволяет отчасти компенсировать несовершенство системы уплотнения и минимизировать количество попадающей в подшипники окалины.

В ЛПЦ-9 смазка CERAN была испытана в механическом оборудовании рольгангов нагревательных печей, окалиноломателя, подводящих, отводящих, поворотных рольгангов клетей, муфтах валков и трефовом соединении шпиндельной передачи прокат-ной клети Стана-5000. Продолжительность испытаний составила 2 месяца. В процессе испытаний количество подаваемой к парам трения смазки было снижено на 5 %, без ущерба для износостойкости оборудования. По окончании испытаний был произведен визуальный осмотр узлов трения. В ходе осмотра было установлено, что смазка полностью отвечает требованиям оборудования, условиям его работы, не вымывается водой и сохраняет консистенцию. 

Более того, осмотр бронзовых вкладышей шпинделей приводов валков клети показал отсутствие видимых следов их износа. При работе на других типах смазок наблюдался рост температуры в этом узле и ускоренный износ. Результаты испытаний позволяют предположить возможность дальнейшего сокращения расхода смазки.

 ЛПЦ-11 смазка CERAN была испытана в моторной муфте зубчатого типа натяжной станции агрегата АГНЦ (агрегат непрерывного цинкования). Испытания продолжались 4 месяца. В процессе испытаний проблем, связанных с работой муфты, не возникало. По итогам 4 месяцев количество смазки в муфте было достаточным для продолжения работы, видимых следов износа обнаружено не было. Полученный результат позволяет предположить возможность расширения интервала обслуживания муфт подобного типа при использовании TOTAL CERAN, а также повышение их износостойкости. Фотографии муфт, работавших на смазке TOTAL CERAN и смазке другого типа, приведены на рисунках 5–8. Пластичные смазки способны существенно влиять на суммарную стоимость владения оборудованием в металлургической промышленности. Учитывая высокий объем их потребления и применение в ключевом оборудовании сталеплавильных и прокатных цехов, компания ООО «ТОТАЛ ВОСТОК» предлагает своим клиентам воспользоваться всеми преимуществами высокотемпературных водостойких смазок CERAN, ведь экономический эффект от их применения может достигать десятков тысяч евро в месяц. Смазки TOTAL CERAN успешно прошли испытания в условиях ОАО «ММК», в различных узлах и агрегатах и при различных режимах работы. Полученные результаты позволяют рассчитывать на существенный экономический эффект для предприятия в случае их применения за счет снижения совокупной стоимости владения оборудованием.ООО ТОТАЛ ВОСТОК благодарит специалистов ММК за помощь в подготовке материала и содействие в проведении испытаний, направленных на повышение эффективности ОАО ММК.

  1

 

ООО «ТОТАЛ ВОСТОК»
www.total-lub.ru
sm.info-vostok@total.com

X

Продолжая навигацию по сайту, Вы соглашаетесь с использованием временных файлов cookies, в частности, для отслеживания статистики посещений с целью оптимизации функционирования сайта.

Дополнительная информация / настройка cookies