Увеличение интервалов замены масел на горной технике

Увеличение интервалов замены масел на горной технике

Д.С. Колесниченко, технический специалист, ООО «ТОТАЛ ВОСТОК»

Горнодобывающие компании эксплуатируют крупнейшие парки тяжЁелой техники, насчитывающие десятки и сотни единиц самосвалов, экскаваторов, бульдозеров и других машин. Затраты на обслуживание техники составляют значительную долю расходов, поэтому компании ведут непрерывный поиск решений, позволяющих снизить их. Один из возможных путей реального сокращения — снижение расходов на смазочные материалы. При этом в краткосрочной перспективе привлекательным выглядит переход на дешЁевые продукты — экономия будет видна сразу. Однако использование более дешЁевых смазочных материалов может не лучшим образом сказаться на надЁежности техники.

Техника

Компания «ТОТАЛ ВОСТОК», дочернее предприятие концерна TOTAL, предлагает иной подход: обоснованное увеличение интервалов замены масел, сокращение объёмов их потребления и достижение положительного экономического эффекта без какого-либо ущерба для техники. В качестве инструмента, позволяющего объектив-но сравнивать масла и определять интервал их замены в условиях действующих предприятий, TOTAL предлагает использовать анализ смазочных материалов.

Ниже рассматриваются факторы, влияющие на срок службы масел, преимущества увеличения интервалов замены, а также приводятся рекомендации по проведению испытаний и программам анализов масел в процессе эксплуатации горных машин.

Факторы, влияющие на срок службы масла

Срок службы смазочного материала во многом определяется уровнем его эксплуатационных свойств. Любая компания заинтересована в использовании самых качественных смазочных материалов. Однако большое влияние на срок их службы оказывают также и другие факторы. Например, при работе в запылённых условиях, что характерно для техники, задействованной в горных работах, попадание пыли через систему забора воздуха может стать ключевым фактором, определяющим необходимость частой замены моторного масла. В некоторых случаях представляется возможным снизить негативное влияние окружающей среды на режим эксплуатации машин, в некоторых – это невозможно, так как машина создана для работы именно в таких условиях (ниже даны краткие характеристики основных факторов, влияющих на срок службы масла).

Загрязнения – оказывают огромное влияние на срок службы машин и механизмов. Можно выделить следующие источники попадания загрязнений в масло:

  • загрязнения, которые могут попасть в масло при техническом обслуживании (человеческий фактор);
  • загрязнения, вырабатываемые самим механизмом (например, продукты износа);
  • загрязнения, попадающие в масло в процессе работы машины (пыль, воздух, вода, микробы и др.).

Как упоминалось выше, попадание пыли – один из основных факторов, влияющих на срок службы моторного масла в горной промышленности.

Расход топлива. Конструкции некоторых моторов таковы, что они потребляют большое количество топлива. Вследствие чего в масло поступает большой объём сажи и продук-тов сгорания топлива – сернистых соединений, кислот, воды. Эти продукты существенно ухудшают эксплуатационные свойства масел и сокращают срок службы масла.

Прорыв газов в картер. Изношенность мотора, некорректная работа системы впрыска, длительная работа на холостом ходу могут увеличить степень прорыва газов в кар-тер. В этом случае в моторное масло попадают сажа, топливо и другие вещества, способные снизить срок службы даже самого качественного смазочного материала.

Протечки охлаждающей жидкости. Гликоль и вода при попадании в масло резко ухудшают его моющие свойства, что может привести к ускоренной коррозии, образова-нию отложений, блокировке масляного фильтра и т.п.

Разбавление топливом и качество топлива. Топливо вымывает присадки из масла, привносит серу и ароматические компоненты в моторное масло, в результате чего мо-жет упасть его вязкость.

Условия эксплуатации. Работа на предельной нагрузке, в режиме старт-стоп, несвоевременное техническое обслуживание, отрицательные температуры окружающей среды, работа на холостом ходу – все это влияет на срок службы масла.

Уровень масла. Чем ниже уровень масла, тем выше концентрация загрязнений и продуктов износа в нем, а также тем выше термическая нагрузка на масло. В результате про-исходит его ускоренное окисление.

Вода. Попадание воды в масло приводит к ухудшению его моющих свойств, окислению и т.п.

Количество доливок. Частота и объем доливок существенно влияют на интервал замены масла. Поэтому при проведении испытаний следует их тщательно контролировать. Увеличение интервалов замены смазочных материалов должно сопровождаться тщательным анализом всех выше перечисленных и, возможно, некоторых других факторов.

Увеличение интервалов замены: в чем выгода?

Совершенно очевидно, что увеличение интервала замены масла в два раза позволяет снизить объём его потребления в два раза, что само по себе – экономически выгодно. Однако необходимо сразу отметить, что стоимость замены масла включает в себя не только стоимость самого масла и масляного фильтра, но и ряд других, зачастую скрытых и более существенных затрат. В число таких затрат входят:

  • простои техники и, как следствие, потери продукции;
  • трудозатраты, связанные со сливом работавшего масла, заливкой и фильтрацией нового;
  • затраты на хранение, транспортировку, утилизацию масла и т.п.

Каждая замена масла, особенно в полевых условиях, несёт в себе ряд потенциальных рисков, в число которых входят:

  • заливка неправильного продукта;
  • попадание загрязнений (пыли, воды) в масло;
  • потеря деталей и др.

Анализируя потенциальные выгоды от увеличения интервала замены масел, следует принимать все эти составляющие во внимание.

Увеличение интервалов замены: как?

Увеличение интервала замены масел не должно сказываться на надежности техники – иначе это теряет всякий смысл. Для того чтобы обоснованно продлить интервалы замены смазочных материалов и не навредить машинам и механизмам, компания «ТОТАЛ ВОСТОК» рекомендует использовать со-временный метод диагностики состояния узлов и агрегатов –на основе анализа проб смазочных материалов, отбираемых в процессе эксплуатации машин. Данный метод диагностики не требует специальной остановки работы техники, разборки агрегатов, высоких временных и трудовых затрат. Одновременно это очень информативный и точный способ, в том числе предоставляющий полную информацию о состоянии двигателя и дальнейшей работоспособности масел.

Компания «ТОТАЛ ВОСТОК» оказывает услуги по анализу смазочных материалов, производимых как в собственной лаборатории ANAC в Бельгии, так и в российских лабораториях – в Москве и других городах России.

Для того чтобы грамотно составить программу анализов смазочных материалов с целью увеличения интервала их замены, следует:

  • проанализировать структуру и состав парка техники;
  • определить потенциальный экономический эффект от увеличения интервалов замены;
  • оценить факторы, влияющие на срок службы масла;
  • оценить риски, связанные с увеличением интервалов замены масел;
  • в некоторых случаях желательно про-вести анализ топлива на содержание серы;
  • выбрать технику для испытаний.

Выбор техники для испытаний

 

Как показывает практика, наиболее эффективным с точки зрения точности и оперативности способом сравнения различных смазочных материалов является их анализ в процессе эксплуатации. Эффективность программы анализов в огромной степени зависит от выбора машин, на которых будут проводиться испытания.

Конечно, идеальный вариант, когда производится анализ масел на всех единицах техники, что позволит получить наиболее полную картину. Однако в реальности это возможно крайне редко, как минимум потому, что материальные и трудовые затраты на такую программу существенны.

 

Техники для испытания

Поэтому в большинстве случаев анализ масел с целью определения интервала их замены выполняется не на всех машинах парка, а на отдельных, наиболее показательных единицах техники.

Для того чтобы испытания стали наиболее показательными, к выбору машин, с которых будут отбираться пробы, следует подойти очень ответственно.

Опыт компании «ТОТАЛ ВОСТОК»

Один из эффективных методов выбора техники базируется на использовании принципа Парето. Применительно к технике принцип Парето гласит, что 20% машин провоцируют 80% проблем, связанных с их обслуживанием. Используя это правило, выбор техники для испытаний существенно упрощается – следует выбирать те единицы техники, которые требуют наибольших затрат на обслуживание, и анализировать например тенденцию накопления в масле металлов износа.

Используя вышеописанный метод, следует тем не менее принимать во внимание ряд других критериев: объем картера, условия работы техники, возможность регулярного отбора проб и другие.

Разработка программы анализов требует серьёзной подготовки, но чем более тщательно проработана программа, тем большего эффекта можно ожидать.

Опыт компании «ТОТАЛ ВОСТОК»

Один из клиентов TOTAL, горнодобывающая компания, эксплуатирует парк бульдозерной техники, оснащенный моторами Caterpillar. В парке представлены как модели предыдущих поколений, так и модели, оснащенные самыми современными моторами, оборудованными новейшими технологиями газораспределения, подачи топлива, доочистки выхлопных газов и т.д.

Бульдозеры, оборудованные моторами Caterpillar с технологией ACERT, составляют меньшую часть парка. Однако они представляют большую сложность в обслуживании и более требовательны к качеству и эксплуатационным свойствам смазочных материалов.

Поэтому для проведения испытаний были выбраны именно такие моторы. Результаты, полученные в ходе испытаний моторных масел на данных моторах, справедливы и для всех остальных единиц парка.

Другой пример использования – компания с парком бульдозерной техники, оборудованной моторами фирмы CUMMINS. Часть моторов оснащена системой подачи топлива Common Rail. Специалисты этой компании (клиента) и специалисты «ТОТАЛ ВОСТОК» приняли решение об организации сравнительных испытаний моторных масел как на двигателях, оборудованных Common Rail, так и на моторах предыдущего поколения, не оборудованных этой системой. Результаты испытаний позволили определить реальный интервал замены масел на каждом типе агрегатов.

Решения TOTAL для горной промышленности

Смазочные материалы TOTAL разрабатываются с учетом требований горнодобывающей отрасли и допускают возможность увеличения интервалов их замены. С этой целью, например в моторные масла Total RUBIA WORKS 1000 15W-40, Total TP MAX 10W-40 и TP STAR NMAX FE 10W-30 добавляются синтетические компоненты, а также применяются самые современные пакеты присадок. Эксплуатационные испытания, проведенные совместно с рядом горнодобывающих компаний РФ, подтверждают возможность использования моторных масел TOTAL при продленных интервалах замены.

Гидравлические масла Total EQUIVIS AF (бесцинковое всесезонное гидравлическое масло) и Total EQUIVIS HE (всесезонное гидравлическое масло с очень высоким индексом вяз-кости) также допускают увеличение интервала замены, сверх рекомендованного производителем. В настоящий момент данные продукты проходят эксплуатационные испытания в России.

В ассортименте TOTAL также представлена арктическая гидравлическая жидкость Total EQUIVIS XLT, обладающая превосходными низкотемпературными свойствами.

Трансмиссионно-гидравлические масла линейки DYNATRANS уже успешно зарекомендовали себя на российском рынке, обеспечивая надежную работу техники Komatsu и Caterpillar с интервалами замены 2000 моточасов.

Антифриз Total GLACELF AUTO SUPRA производится с использованием самой современной – органической –технологии присадок. В зависимости от условий эксплуатации техники интервал замены антифриза может составлять до 5 лет, 8000 моточасов или 650 тыс. км. Продукт отвечает требованиям стандарта ASTM D 6210 и таким образом может применяться на технике Caterpillar.

Компания «ТОТАЛ ВОСТОК» также имеет в ассортименте специальные пластичные смазки для работы в широком диапазоне температур окружающей среды, в том числе для централизованных систем смазки – MULTIS, MULTIS COMPLEX, COPAL, CERAN.

Таким образом, TOTAL предоставляет своим клиентам все необходимое для осуществления программы увеличения интервалов замены масел на технике. Это и качественные смазочные материалы последнего поколения, и выполнение анализов масел как в специализированной лаборатории ANAC, так и в российских лабораториях. Техническая поддержка, помощь в разработке программы анализов – эти услуги так-же составляют неотъемлемую часть сервиса, оказываемого техническими специалистами компании.

?? ?? ?? ??
X

Продолжая навигацию по сайту, Вы соглашаетесь с использованием временных файлов cookies, в частности, для отслеживания статистики посещений с целью оптимизации функционирования сайта.

Дополнительная информация / настройка cookies