Смазочные материалы для карьерной техники

Смазочные материалы для карьерной техники

При эксплуатации карьерной, горной и строительной техники особое внимание следует уделять ее техническому обслуживанию. Отличие добывающих и строительных предприятий от большинства других состоит в том, что затраты на приобретение и эксплуатацию оборудования составляют самую весомую часть, и по сути определяют эффективность и рентабельность работы.

Эксплуатация карьерной и строительной техники

Правильная и эффективная эксплуатация оборудования является важной  и зачастую непростой задачей.

Условия эксплуатации внедорожной техники крайне суровые: работа в при повышенных и шоковых нагрузках, на малых скоростях, широкий диапазон рабочих температур, а также запыленность атмосферы. Во многом эффективность работы техники, срок ее службы зависят от качества обслуживания, и в частности, правильного выбора смазочных материалов. Не стоит забывать и о характерной для Российской Федерации (РФ) проблеме – качестве топлива, напрямую оказывающем влияние на способность моторного масла выполнять свои функции необходимое время.

В последние годы наблюдается увеличение парка импортной карьерной, горной, строительной техники. Например, экскаваторы таких производителей, как Hitachi (Япония), Komatsu (Япония), Caterpillar (США) и др. находят применение на многих горнодобывающих предприятиях. Кроме того отечественные производители техники начали оснащать оборудование двигателями иностранного производства, например, Cummins (США).

Выбор смазочных материалов для карьерной и строительной техники

Усложнение конструкции машин за последнее десятилетие привело производителей техники к необходимости разработать собственную систему одобрений смазочных материалов, либо к производству «оригинальных» смазочных материалов, которые строго рекомендуются потребителям.  Для эксплуатирующего технику предприятия часто это может означать привязку как к определенной марке техники, так и соответственно к марке смазочных масел. Если же в парке представлена техника нескольких производителей, номенклатура смазочных материалов кратно увеличивается (до 30-40 позиций и более). Инновационным решением является использование универсального моторного масла, допущенного к применению как в двигателях различных производителей, так и в гидравлических и трансмиссионных системах. Сложность создания такого моторного масла заключается, прежде всего, в необходимости одновременно удовлетворить требованиям различных конструкторов современных дизельных двигателей, а также разницей в вязкости смазочных материалов, предназначенных для мотора и других узлов машин.

Для решения последней проблемы на базе научно-исследовательского центра TOTAL LUBRIFIANTS S.A,расположенного в г.Лион (Франция), были проведены обширные исследования, позволившие создать новый продукт – универсальное масло TOTAL TP STAR MAX FE 10W-30, отвечающий требованиям как пользователей, так и производителей тяжелой строительной техники.

В качестве базовой основы при производстве TOTAL TP STAR MAX FE 10W-30 применяются масла группы III  по классификации API (Американский институт нефти), обладающие природным высоким индексом вязкости и высокой окислительной стабильностью, это означает, что при повышении температуры вязкость масла не снижается столь же стремительно как у масел группы I. Таким образом, при невысокой вязкости масла при 400С (SAE 10W-30, соответствует ISO VG 46 при эксплуатации), вязкость при высокой температуре (1000C и 1500C) оказывается достаточной для обеспечения прочного масляного клина в подшипниках скольжения, работающих в гидродинамическом режиме смазки. А пакет современных противоизносных присадок обеспечивает надежную защиту узлов трения, работающих в режиме граничной смазки, таких как зубчатые зацепления конечных передач, планетарных и цилиндрических передач КПП, трибосопряжений насосов гидравлических систем. Высокая стабильность к окислению базового масла и ограниченное применение загущающих присадок при производстве сделало возможным применение полученного продукта в гидротрансформаторах.

Некоторое снижение вязкости по сравнению со стандартными маслами для дизельных двигателей позволило получить снижение потерь полезной энергии на внутреннее трение в смазочном материале, особенно, при частых пусках в холодное время года, режимах работы старт-стоп. По результатам эксплуатационных испытаний экономия дизельного топлива, при трехсменном режиме эксплуатации фронтальных погрузчиков, составила 2,3% от расхода при применении стандартного моторного масла 15W-40.

Индекс Вязкости готового продукта, величина, отражающая зависимость изменения вязкости от температуры, составляет 172 единицы, что более характерно для синтетических масел.

Масла для карьерной техники

Рисунок 1. Вязкостно-температурная характеристика моторного масла TP STAR MAX 10W-30

Влияние серы на интервал замены моторного масла

В последние годы нефтеперерабатывающая промышленность РФ переходит на производство малосернистых топлив, соответствующих нормам ЕВРО 4 (S не более 50 ppm)и ЕВРО 5 (S не более 10 ppm, фактически следы). Интересно, что, несмотря на негативное влияние на системы доочистки выхлопных газов, благодаря способности формировать сульфид на поверхности трения, сера обладает некоторыми противоизносными свойствами, что потребовало применения при производстве топлив специальных  антифрикционных и противоизносных присадок. Сера, содержащаяся в дизельном топливе в повышенном количестве, способствует формированию кислотных соединений в процессе сгорания. Эти соединения интенсивно окисляют моторное масло и приводят к его деградации. Часто техника работает в отдаленных районах, где контроль качества поступающего дизельного топлива и содержания в нем серы не всегда возможен, соответственно возрастает риск выхода из строя двигателя, даже при соблюдении межсервисных интервалов.

Для минимизации данного риска в новом универсальном масле TOTAL TP STAR MAX FE применяются эффективные кальциево-магниевые антиокислительные моюще-диспергирующие присадки (щелочное число 12,7). Кальций, как и магний, обеспечивает запас щелочности масла, по-другому – щелочное число (ЩЧ, выражается в мг гидроксида калия, необходимого для нейтрализации 1 г масла: мг KOH/г), благодаря чему происходит нейтрализация кислотных продуктов сгорания.

Запас щелочных свойств масла напрямую влияет на продолжительность интервалов его замены. Такие производители как DEUTZ  рекомендуют сокращать интервал замены моторного масла вдвое от рекомендованного при содержании серы в топливе более 5000 ppm.

Масла для карьерной техники

Рисунок 2. Выбор интервала замены в соответствии с рекомендацией KOMATSU.

Komatsu рекомендует определять интервал замены масла по графику, отражающему зависимость наработки моторного масла в часах от процентного содержания серы в дизельном топливе и щелочного числа моторного масла (Рисунок 1). Зная содержание серы в дизельном топливе, поступающем на склад горючего, можно определить для различных по качеству (по горизонтальной оси приводятся спецификации API и JASO) моторных масел предполагаемый межсервисный интервал. Отталкиваясь от рекомендаций Komatsu, можно сделать вывод, что TOTAL TP STAR MAX FE 10W-30 может работать более 500 моточасов в двигателях, не оснащенных системой рециркуляции выхлопных газов (EGR) и около 400 моточасов на современных моторах, оснащенных системами EGR, даже при содержании серы в дизельном топливе более 2000 ppm.

Komatsu отмечает, что осуществлять мониторинг моторных масел с целью уточнения интервала замены необходимо в обязательном порядке при работе техники на дизельном топливе с содержанием серы более 5000 ppm.

Применение универсального масла TOTAL TP STAR MAX FE 10W-30, отвечающего современным требованиям производителей техники, позволит снизить расход топлива, сократить номенклатуру применяемых смазочных материалов. Благодаря унификации, т.е. объединению свойств трансмиссионного, гидравлического и моторного масел, сократится вероятность случайной ошибки при обслуживании и облегчит работы по обслуживанию техники механикам предприятия.

Отзывы международных компаний, клиентов TOTAL, подтверждают эффективность применения универсального масла TOTAL TP STAR MAX FE 10W-30 в шахтах, на угольных разрезах, карьерах в условиях арктического климата и жаркого африканского лета.

Литература:

1. Komatsu QUALITY AND APPLICATION STANDARDS OF OIL AND GREASE OTHER THAN KOMATSU GENUINE ONES, 2010 г., стр. 4
2. Собственные исследования TOTAL.

?? ?? ?? ??
X

Продолжая навигацию по сайту, Вы соглашаетесь с использованием временных файлов cookies, в частности, для отслеживания статистики посещений с целью оптимизации функционирования сайта.

Дополнительная информация / настройка cookies